Центральный проектно-технологический институт (АО «ЦПТИ», входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») поставил первую составную часть оборудования перегрузочной машины для энергоблока № 1 АЭС «Аккую», которая строится в Турции по российскому проекту.
Сейсмостойкая перегрузочная машина предназначена для загрузки ядерного топлива в активную зону реактора и замены отработавшего ядерного топлива на свежее топливо. Она проводит технологические операции с тепловыделяющими сборками (ТВС), поглощающими стержнями системы управления и защиты, а также осуществляет контроль герметичности оболочек твэлов и ТВС.
Первым элементом перегрузочной машины, отправленным на АЭС «Аккую», стал рельсовый путь. В комплексе с мостом механизм обеспечивает перемещение машины на заданную координату. Он сконструирован таким образом, чтобы исключить неконтролируемые движения оборудования при сейсмических воздействиях, обесточивании и в других нештатных ситуациях. Длина рельсов — более 26 м, ширина колеи — более 8 м.
Оборудование перегрузочной машины — одна из наиболее сложных систем в комплексе реакторного острова АЭС. Она объединяет механические, грузоподъемные, электротехнические устройства, систему управления и должна обладать высокой точностью для выполнения работ с тепловыделяющими сборками в ядерном реакторе. Требования к погрешности выхода перегрузочной машины на заданную координату — не более 2 мм. Допустимое отклонение от прямолинейности верхних и боковых образующих рельсового пути на длину 3 тыс. мм — не более 0,3 мм, уклон пути не должен превышать 0,15 мм на 1 тыч. мм длины. Все вышеперечисленные требования соблюдены в полном объеме, что обеспечивает высокое качество работоспособности перегрузочной машины.
«С учетом особенностей площадки сооружения АЭС «Аккую» проект получился уникальным. Мы успешно движемся к выполнению поставки полного комплекта оборудования для первого энергоблока, которая запланирована до конца 2023 года. Наш контракт включает поставку аналогичного оборудования для всех четырех энергоблоков атомной электростанции», — прокомментировал генеральный директор АО «ЦПТИ» Михаил Тарасов.
Сейсмостойкая перегрузочная машина предназначена для загрузки ядерного топлива в активную зону реактора и замены отработавшего ядерного топлива на свежее топливо. Она проводит технологические операции с тепловыделяющими сборками (ТВС), поглощающими стержнями системы управления и защиты, а также осуществляет контроль герметичности оболочек твэлов и ТВС.
Первым элементом перегрузочной машины, отправленным на АЭС «Аккую», стал рельсовый путь. В комплексе с мостом механизм обеспечивает перемещение машины на заданную координату. Он сконструирован таким образом, чтобы исключить неконтролируемые движения оборудования при сейсмических воздействиях, обесточивании и в других нештатных ситуациях. Длина рельсов — более 26 м, ширина колеи — более 8 м.
Оборудование перегрузочной машины — одна из наиболее сложных систем в комплексе реакторного острова АЭС. Она объединяет механические, грузоподъемные, электротехнические устройства, систему управления и должна обладать высокой точностью для выполнения работ с тепловыделяющими сборками в ядерном реакторе. Требования к погрешности выхода перегрузочной машины на заданную координату — не более 2 мм. Допустимое отклонение от прямолинейности верхних и боковых образующих рельсового пути на длину 3 тыс. мм — не более 0,3 мм, уклон пути не должен превышать 0,15 мм на 1 тыч. мм длины. Все вышеперечисленные требования соблюдены в полном объеме, что обеспечивает высокое качество работоспособности перегрузочной машины.
«С учетом особенностей площадки сооружения АЭС «Аккую» проект получился уникальным. Мы успешно движемся к выполнению поставки полного комплекта оборудования для первого энергоблока, которая запланирована до конца 2023 года. Наш контракт включает поставку аналогичного оборудования для всех четырех энергоблоков атомной электростанции», — прокомментировал генеральный директор АО «ЦПТИ» Михаил Тарасов.
Контракт на изготовление и поставку перегрузочных машин для энергоблоков № 1–4 АЭС «Аккую» был подписан в 2020 году между АО «ЦПТИ» и TITAN2 IC ICTAS INSAAT A.S. — совместным российско-турецким предприятием, акционерами которого являются АО «Концерн Титан-2» (входит в Госкорпорацию «Росатом») и компанией IC Ictas Insaat Sanayi veTicaret A.S.
В 2023 году АО «ЦПТИ» также заключило контракт на изготовление и поставку перегрузочных машин для четырех энергоблоков АЭС «Эль-Дабаа», которая строится в Египте. Заказчиком выступает инжиниринговый дивизион Росатома — АО «АСЭ», генеральный подрядчик строительства атомной электростанции. АО «ЦПТИ» разработает конструкторскую документацию, выполнит поставку, шеф-монтажные и пуско-наладочные работы оборудования на всех четырех энергоблоках до конца 2028 года.
В 2023 году АО «ЦПТИ» также заключило контракт на изготовление и поставку перегрузочных машин для четырех энергоблоков АЭС «Эль-Дабаа», которая строится в Египте. Заказчиком выступает инжиниринговый дивизион Росатома — АО «АСЭ», генеральный подрядчик строительства атомной электростанции. АО «ЦПТИ» разработает конструкторскую документацию, выполнит поставку, шеф-монтажные и пуско-наладочные работы оборудования на всех четырех энергоблоках до конца 2028 года.
Источник: Атом медиа